Креативные кластеры – уникальное культурное развитие Петербурга

Санкт-Петербург – культурная столица России. Поэтому кажется вполне уместным, что наряду с музеями, галереями и роскошными дворцами должна возникнуть индустрия неформальной культуры, определяемая не десятилетиями высокого искусства и истории, а теми, кто сейчас живёт в Санкт-Петербурге. Это произошло в форме «творческих кластеров» — сообществ творчески мыслящих предпринимателей, работающих вместе на общей территории. А как лучше описать комплексы, возникающие сегодня по всему городу?

Как это устроено?

Крупные корпорации сыграли важную роль в создании творческих кластеров. Они приобретают заброшенные жилые или промышленные здания с множеством небольших комнат, идеальные условия для малого бизнеса или стартапов, и сдают помещения по довольно низким ценам, даже в центральных районах. Помещения предлагаются таким образом, чтобы активно поощрять участие в развитии. Группы и веб-сайты в социальных сетях созданы для рекламы условий проживания и работы, а также доступных помещений, где любой желающий может присоединиться к этим группам и найти свободное помещение.

Почему творческие кластеры так важны и как они меняют культурную сцену Санкт-Петербурга?

Порядка 10-15 лет назад все больше местных жителей начали бросать офисную работу ради личных проектов. Появление творческих кластеров предоставило им поддержку и возможности для реализации своих проектов, не ставя под угрозу свои идеи и не вынуждая их покинуть бизнес из-за отсутствия средств или влияния для самостоятельного открытия цеха. Крайне важно, что творческие кластеры способствуют формированию сообщества, а не культуры отдельных проектов. Стартап-проектам по одиночке сложно привлечь внимание, но вместе они образуют рупор, который слышит весь город. Поскольку многие творческие предприятия занимают одно и то же место, люди буквально натыкаются на них, проходя по зданию, и поэтому малые предприятия растут вместе и вносят экспоненциальный вклад в успех друг друга.

Прелесть творческих кластеров в том, что они многогранны: вы найдёте не просто ресторанную зону или торговую, а разнообразную смесь баров, местных бутиков, художественных галерей и многого другого, и всё это под одной крышей. Это места, которые возникли органично, а не были тщательно спроектированы с полированной и клинической «отделкой». Порой они напоминают Ленинградский рок-клуб, действовавший во времена Советского Союза. Здесь царит атмосфера доступности, которая заставляет посетителей чувствовать себя не просто потребителями, но и вносить свой вклад в местное сообщество – то, что редко чувствуешь в музее, какой бы интересной ни была коллекция.

Голицын Лофт — пожалуй, был самым известным из творческих кластеров Санкт-Петербурга, до своего закрытия. Особняк, построенный в 1790 году на набережной Фонтанки напротив Михайловского замка, исторически был центром культуры императорской России. Среди бывших жителей были братья Тургеневы, частым гостем был сам Пушкин. Позднее в особняке размещалось Министерство императорского двора, ведавшее императорскими церемониями, художественные общества и Академия художеств.

Полузаброшенный особняк, признанный «зданием исторического и культурного значения», был выставлен на аукцион и предназначался для использования в качестве гостиницы. Но вместо этого он был достойно преобразован в культурную опору современного Санкт-Петербурга, в основе которой лежит «творческая инструментализация».

С 2016 года Golitsyn Loft украшал набережную Фонтанки невероятно яркой атмосферой, объединяя более 100 независимых предпринимателей, артистов, художников, ремесленников. Многие жители переехали в Голицын после закрытия «Цархитектора», ещё одного творческого кластера, который закрылся при сомнительных обстоятельствах в 2016 году, выселив всех, кто основал там свой бизнес и сообщество.

В большом центральном внутреннем дворе находилась дюжина различных баров и ресторанов, и как только вы заходили внутрь, вы обнаруживали настоящий лабиринт комнат, расположенных в пяти зданиях и на пяти этажах. За каждой дверью, за каждым углом можно было найти что-то интересное.
Одна из обитательниц этого места, владеющая сейчас грузинским рестораном, аккуратно охарактеризовала сообщество, сформировавшееся в 2016 году в Голицыне, как семью: «… это настоящий итальянский дворик, единственное, чего не хватает, — это одежды, висящей на верёвках снаружи. У нас была коалиция, дружба… это был не просто проект, а семейный».

Вообще, в Санкт-Петербурге складывается интересная особенность — фактически около 10% ресторанов в городе специализируются на грузинской кухне (либо позиционируют её, как кавказскую). Кажется, что этот сегмент общепита есть повсюду. Но почему эта кухня настолько распространена в России, что практически стала частью их собственной культуры?

Частично причина связана с российской политикой и возникла почти столетие назад… В 1930-х годах Сталин (родом из Грузии) выразил свою личную любовь к грузинской кухне и даже предоставил особые привилегии поставщикам грузинской кухни. В середине 1900-х годов во время своего правления Хрущёв также пропагандировал грузинскую кухню. Он считал, что вкусная еда способна создать русскую идентичность и моральный дух. Это также дало возможность признать многонациональный характер советского общества.

На протяжении советской эпохи, поскольку Россия и Грузия были по сути одним государством, рецепты естественным образом распространялись по стране. После распада Советского Союза произошёл ещё один всплеск популярности, поскольку после 1991 года многие грузины мигрировали в Россию. Действительно, в настоящее время в России проживает от 1 до 1,5 миллионов этнических грузин, поэтому еда настоящая, ингредиенты часто напрямую импортируются из Грузии. Травы в грузинских ландшафтах распространены гораздо шире, чем в равнинной России, поэтому их использование в национальной кухне, как правило, гораздо вкуснее, чем в классических простых русских блюдах. Даже многие россияне признаются, что предпочитают грузинскую кухню русской традиционной трапезе.

Центральный двор — это лишь малая часть того, что вы могли наблюдать в Голицыне – живая музыка, секретные ночные клубы и коктейль-бары, винтажная одежда, тату-студии и украшения ручной работы. Грузинская кухня, индийская и восточноазиатская (и это лишь некоторые из них), веганская еда и эко-магазины, даже общежитие и театр. Но со временем ситуация начала маргинализироваться и его закрыли во время пандемии. Немалую роль сыграли жалобы местных жителей, проживающих рядом.

Недалеко от канала Грибоедова находится бывшая типографская фабрика, превращённая в творческий кластер «Бертольд-центр». Цель организаторов — «объединить различные сферы творческой индустрии» и «реализовать идеи организаторов мероприятий и городских активистов», для создания разнообразного культурного комплекса, приветствующего местных жителей и туристов. Там каждый для себя может найти бары, рестораны, магазины и помещения для проведения мероприятий, выходящие во внутренний двор, украшенный самым большим зонтиком. Berthold Center — более расслабленная версия Голицынского лофта — идеальное место для отдыха после дня, проведённого в городе.

Что касается активности, посетители могут принять участие в занятиях танцами и йогой. Предстоящие мероприятия включают кинофестивали, творческие и кулинарные мастер-классы. Любителям фотографии будет особенно интересна некоммерческая организация «Фотодепартамент». Он имеет библиотеку с редкими фотокнигами на нескольких языках, но также занимается развитием местной фотографии, организует выставки для демонстрации работ молодых фотографов, а также проводит фестивали и образовательные программы.

Напитки можно заказать в баре Dog Walk, расположенном в мезонине с видом на главный двор. Здесь отличный выбор пива, и он может вместить большие группы. Альтернативно, проведите вечер в Laboratorio Distilita с живой джазовой музыкой и атмосферой при свечах или отдохните на скамейках во внутреннем дворе с пивом. Бертольд может похвастаться прекрасной террасой на крыше и баром на шестом этаже. Из окон открывается вид на крыши и улицы Санкт-Петербурга, Исаакиевский собор и Никольский собор. Это идеальное место для солнечного вечера.

Мультиплейс — менее известный проект. Он расположен на углу проспекта Чернышевского и Кирочной улицы, в доме, принадлежавшем купеческой семье Елисеевых, основавших Елисеевский торговый центр на Невском проспекте. Он воплощает в себе «дух сотрудничества» и сообщества малых предприятий. Часто это пространство действует как «стартовая площадка», предоставляя рабочее место тем, у кого ещё нет средств для реализации полномасштабного проекта. Арендная плата является гибкой для начинающих предпринимателей, что является очень выгодным, учитывая выгодное расположение напротив станции метро «Чернышевская». Свободные помещения для проектов и конференций часто рекламируются в Интернете.

На каждом из четырёх этажей «Мультиплейса» есть два длинных коридора, украшенных постерами и картинами, вдоль которых расположены десятки крошечных комнат. Вы тут найдёте магазины тканей, гончарные мастерские, вегетарианские ресторанчики и эко-магазины, галереи, музыкальные студии и даже хостел. Даже если вы не собираетесь покупать что-то конкретное, будет здорово зайти погулять – никогда не знаешь, что может скрываться за каждой дверью!

Очевидно, что такие творческие кластеры очень важны для Петербурга. Они уравнивают правила игры, гарантируя, что стартапы не будут вытеснены крупным бизнесом и грабительской арендной платой. Но выгода исходит не только с деловой точки зрения, но и с культурной. Гораздо интереснее превратить заброшенные здания в центры культуры и инноваций, чем в офисные здания или квартиры, как это происходит во многих других городах. Местные жители принимают участие в творческом и культурном развитии Санкт-Петербурга, а гостям предоставляется множество развлечений. Предоставив независимому бизнесу возможность реализовать личные проекты, Санкт-Петербург станет ещё более уникальным культурным лоскутным одеялом.

Оцените статью
100 самых красивых городов мира » StoGorodov.Ru
Добавить комментарий