21.09.2012
Российские сервисы онлайн-бронирования начинают эксперимент по продаже билетов на чартерные авиарейсы в интернете. Теперь туристы могут забронировать их в режиме онлайн всего за несколько минут. Раньше покупка была возможна только у турагентств благодаря имеющимся у них блокам мест на чартерных рейсах.
При этом, как сообщает РБК, оплаченный на сайте билет пассажиру предлагают получить лишь за 1-2 дня до вылета. Юристы отмечают, что пробелы в законодательстве в этом случае не позволят гарантировать перелет пассажиру.
Как правило, оплатив билет, пассажир по электронной почте получает «электронный ваучер», который является подтверждением покупки. Кроме того, в нем содержится вся информация о рейсе: код авиакомпании, номер рейса, дата и время вылета/прилета, город и аэропорт отправления/назначения. За 1-2 дня до вылета на адрес электронной почты пассажира отправляется маршрутная квитанция электронного билета.
Однако юристы не признают проданные таким образом билеты обязательством авиакомпании перевозить клиента. «Когда пассажир заказывает билеты таким способом, он не более чем авансирует перевозку до момента выписки билета или посадочного талона, — считает член адвокатской палаты Москвы Дмитрий Лесняк. — То есть в это время авиакомпания без последствий может отказать в перевозке». Юрист подчеркивает, что до тех пор, пока пассажир не получил билет в письменной форме, перевозчик ему ничем не обязан.
Руководитель Центра воздушного права Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Олег Аксаментов также отмечает, что сервис онлайн-бронирования продает не билет в электронной форме, а отсроченное право на заключение договора перевозки. Выписавший ваучер туроператор ничем не рискует, так как у пассажира нет подтверждения, что он заключил договор. По словам эксперта, электронный ваучер или сертификат противоречит Воздушному и Гражданскому кодексам РФ, так как этот документ не дает права на перелет. По его словам, в таком случае продаются несуществующие билеты.