15.11.2012
Летать дешево, быстро и в некотором смысле комфортно хотят все пассажиры. Такая роскошь доступна всему миру, но только не российским пассажирам. Все дело в том, что в России нет лоукост-перевозчиков. Те «герои», а именно «Авианова» и Sky Express, которые недолго радовали публику дешевыми билетами, разорились, а новые все никак не появятся.
Мольбы российского пассажира о появлении лоукост-перевозок были услышаны недавно, и на правительственном уровне приняли решение во что бы то ни стало обеспечить присутствие авиадискаунтеров на внутрироссийских направлениях. Отечественные авиакомпании обращают внимание на то, что необходимо внести поправки в Воздушный кодекс и создать условия для деятельности лоукостера, а также выступают против допуска иностранцев в свою «кормушку». Задача поставлена, проблемы обозначены, а споры о том, кто же будет первопроходцем и создаст отечественного лоукостера, продолжаются.
Дешево и сердито
Каждый пассажир мечтает о том, чтобы быстро, безопасно, а главное, дешево долететь до пункта назначения. Исполнение именно этих пожеланий взяли за основу своего бизнеса иностранные авиадискаунтеры. Необходимо понимать, что лоукост-перевозки — это не какая-то дешевая услуга, а некая бизнес-модель, при которой авиакомпания экономит на мелочах, но предлагает выгодные условия полета для пассажиров.
Среди особенностей в работе лоукостеров можно выделить такие, как онлайн-регистрация на рейс. Не успел зарегистрироваться через Интернет, не распечатал посадочный талон, в таком случае будь любезен заплати дополнительные деньги за регистрацию и билет в самом аэропорту, суммы могут варьироваться от 15 до 50 евро.
Лоукостеры зарабатывают на каждом этапе предоставления своих услуг, в частности, чем раньше пассажир купит авиабилет на рейс, тем дешевле он ему обойдется, соответственно, чем позже, тем дороже. Еще одна особенность с билетами авиадискаунтеров заключается в том, что их невозможно сдать, а если авиакомпания и допускает возврат билетов, что само по себе крайне редкое явление, то необходимо выполнить такую сложную последовательную процедуру оформления разнообразных «бумажек», что проще окажется купить авиабилет заново.
Пользуясь услугами лоукост-перевозчиков, приходится отдельно платить за багаж, причем если не сделать это заранее при бронировании, то стоимость багажа в аэропорту увеличится вдвое и превысит стоимость авиабилета.
Покупая билет на рейс лоукост-перевозчика, также нужно осознавать, что в его стоимость не входит питание. Если пассажир никак не может обходиться без привычной трапезы в полете, то в этом случае ему будут предложены за отдельную плату еда, напитки и даже сувениры. Также лоукостеры неоднократно выступали с экзотическим предложением ввести плату за пользование туалетом в размере около 1 евро за посещение.
Отличаются лоукостеры от классических авиакомпаний и тем, что предпочитают летать не в крупные хабы, а пользоваться услугами небольших, зачастую удаленных от города аэропортов, поскольку они не перегружены, просто и удобно устроены, что позволяет быстро поднимать самолеты в воздух и тем самым увеличивать частоту рейсов. Поэтому не стоит удивляться, если вместо Лондонского Heathrow самолет приземлится в аэропорту Stansted.
Еще одна особенность экономии бюджета лоукостера — отказ от транспортировки пассажиров к самолету, т.е. люди выходят из аэропорта и идут пешком к трапу. К тому же в билетах на рейсы авиадискаунтеров не указываются места, поэтому во многих авиакомпаниях такого типа действует принцип «кто успел, тот и сел».
Авиадискаунтеры экономят даже на своих сотрудниках, которые самостоятельно стирают форму, а в некоторых авиакомпаниях второй пилот самостоятельно заправляет самолет.
Первопроходцы
Дешевые авиабилеты и полеты без задержек — это мечта российского пассажира. Частично воплотить эту мечту в жизнь пока удавалось только двум авиакомпаниям в России — Sky Express и «Авианова». Однако авиакомпании просуществовали совсем не долго, их опыт показал, что бюджетным перевозчикам выжить в России в нынешних условиях невозможно.
Sky Express появилась в марте 2006 г. и стала первой российской низкобюджетной авиакомпанией. Парк авиакомпании насчитывал 9 самолетов Boeing 737. Второй низкобюджетной любимицей пассажиров стала «Авианова», просуществовав в период 2009-2011гг. и имея в своем парке только 5 стареньких самолетов Airbus A320. При этом авиакомпания занимала 5-6-е место по пассажироперевозкам в России.
«Благородным» лоукостерам было трудно воевать с российскими авиакомпаниями и бороться за место под солнцем. В частности, «Авианова» так и не смогла договориться о выгодных условиях обслуживания в аэропортах, у которых в приоритете была работа с более крупными перевозчиками, а говорить о льготных поставках топлива и вовсе не приходилось.
Несмотря на частые задержки рейсов, отсутствие разнообразия в маршрутах и прочие неудобства, цены у этих авиакомпаний были куда доступнее, чем в среднем по рынку.
«Не уход авиаперевозчиков изменил рынок, а ухудшение рыночной ситуации привело к тому, что авиаперевозчики продолжают банкротиться. Факт остается фактом: внутренний рынок явно не способствует тому, чтобы авиакомпании чувствовали себя на нем хорошо», — отмечает О.Пантелеев.
Самостоятельная Россия
России понадобился год после того как прекратили свое существование «Авианова» и Sky Express, чтобы осознать необходимость присутствия на российском рынке авиаперевозок бюджетных компаний. Гениальные решения не заставили себя долго ждать, и в начале октября 2012г. на правительственном уровне было озвучено предложение допустить на внутрироссийский рынок иностранных дискаунтеров.
«На мой взгляд, эта идея совершенно не верная, она не поможет нашему рынку, потому что, придя на наш рынок, европейцы поймут, что нет целого ряда условий (для лоукостеров). И если и будут летать по низким тарифам, то только годик-два, и только для того, чтобы «удушить» наши авиакомпании и потом чувствовать себя свободно на нашем рынке, и цены опять вырастут», — отмечает Главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров.
Также высказал свое опасение за российские авиакомпании заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. «Российские перевозчики боятся прихода на рынок иностранных конкурентов. Та же самая немецкая Lufthansa, насколько мне известно, неоднократно обращалась с просьбой взять на обслуживание некоторые маршруты внутри страны (России). Но наши авиакомпании просто могут не выдержать конкуренции. Половина из тех, кто остался, просто закроются», — сказал он.
В свою очередь экономист, д.э.н, профессор-председатель экспертного совета «ОПОРЫ России» Никита Кричевский считает, что если будет конкуренция на рынке лоукоста, то от этого выиграют прежде всего потребители. «Мне весьма сложно представить, как ту или иную низкобюджетную компанию могут не допустить на российский рынок, особенно после вступления России в ВТО», — говорит он.
Свою заинтересованность работать на внутрироссийских направлениях проявляли Ryanair и WizzAir. Однако пока авиавласти воздерживаются от комментариев и отмечают, что отечественные авиакомпании никогда не допустят иностранцев на свою «поляну».
«Я пока не обсуждаю вопрос оперирования иностранных компаний на внутреннем рынке», — отмечал заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов.
Отечественный товар
Специалисты авиаотрасли неоднократно отмечали, что для появления отечественного авиадискаунтера необходимо внести некоторые поправки в Воздушный кодекс РФ, в частности, речь шла о ст.108, которая запрещает пассажиру продавать «невозвратные» билеты. По словам В.Окулова, до конца 2012г. законопроект по «невозвратным» билетам будет внесен на рассмотрение в Государственную думу.
«Это есть во всем мире: в Европе, в Америке, но у нас почему-то эта поправка не действует — это неконкурентные условия. То есть пассажир, покупая дешевый билет, должен понимать, что он его не может вернуть. Это не только касается лоукостеров, но и обыкновенных перевозчиков, только в меньшем объеме», — сообщил глава «Аэрофлота» Виталий Савельев.
Аналогичной позиции придерживается главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров, отмечая, что «по предварительным расчетам эта система позволит не только лоукостерам, но и всем авиакомпаниям снизить тариф на авиаперевозку на 10-15%, а может и 20% на отдельных направлениях».
Большинство российских авиакомпаний неоднократно жаловались на дефицит пилотов и просили внести изменения в ст. 56 Воздушного кодекса РФ об отмене требований о гражданстве пилотов и в федеральный закон по регулированию миграции. Долгожданный законопроект, разрешающий привлекать иностранных пилотов для работы в российских авиакомпаниях, будет внесен в Госдуму на рассмотрение до конца 2012г.
По словам первого заместителя генерального директора «Трансаэро» Дмитрия Столярова, дефицит летчиков приводит к увеличению тарифов. «Мы переманиваем летчиков друг у друга, доводя зарплату до абсурда», — сказал менеджер, отметив, что в Европе сейчас избыток пилотов. Дефицит пилотов в РФ оценивается в 2,6 тыс. человек в год. Ежегодно 700 летчиков покидают отрасль.
Однако не все эксперты согласны с тем, что присутствие иностранных пилотов поможет в работе лоукостеров, скорее наоборот, бюджетные авиакомпании не могут предложить своим сотрудникам те же условия, что классические авиакомпании.
Как одно из условий для появления авиадискаунтера озвучивалось предложение выделить или создать под бюджетного авиаперевозчика специальный аэропорт. По мнению авиакомпаний, такой аэропорт должен быть простым и дешевым в обслуживании.
Отвечая на вопрос, какой из существующих аэропортов может стать базовым для лоукостеров, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий сказал: «Лучший аэропорт для этого находится сейчас в убитом состоянии — аэропорт Быково. Он с самого начала был правильный, в 300 м от него проходит электричка (т.е. есть транспортная инфраструктура, соединяющая город и аэропорт). Он не был загружен, не был завязан на крупнейших российских авиаперевозчиках, его теоретически и можно было бы развивать».
Мнения экспертов авиаотрасли едины в том, что если государство будет готово пойти на то, чтобы инвестировать средства в развитие аэропортовой инфраструктуры для лоукостеров, не перекладывая этот груз на сам бизнес, то процесс сдвинется с мертвой точки. К примеру, сейчас ведутся работы по созданию аэропорта деловой авиации на базе аэродрома «Кубинка». «Возможно предположить, что в перспективе на этом аэродроме смогут соседствовать деловая авиация и лоукост-перевозчики», — говорит Р.Гусаров.
В свою очередь В.Окулов считает, что необходимо разрабатывать в существующих аэропортах технологию обслуживания лоукост-перевозчиков, например в Шереметьево, Домодедово и Внуково. «Зачем еще создавать аэропорты, к этому аэропорту нужно будет подтягивать всю наземную инфраструктуру», — сказал он.
Еще одна большая проблема для лоукостера – это топливообеспечение. Крупные авиакомпании имеют возможность заключать оптовые сделки и покупать керосин со скидкой (как «Аэрофлот»), а лоукостер вынужден приобретать керосин по рыночной стоимости. Соответственно, необходимо менять и эту систему.
Затаившийся герой
Поскольку российские авиакомпании не намерены делиться своим местом под солнцем с иностранцами, то они должны активно включаться в игру под названием «создай своего лоукостера». По мнению экспертов, первым выразил готовность создать национального авиадискаунтера «Аэрофлот» в лице генерального директора Виталия Савельева.
Одни эксперты делают ставки на то, что «Аэрофлот» будет пытаться создать лоукостера из своей «дочки» — авиакомпании «Донавиа». «Компания базируются на юге, у них понятные пассажиропотоки, есть потенциал», — отмечает А.Синицкий. Однако есть и недостаток — высокая сезонность этих пассажиропотоков.
Другие считают, что не принципиально, из какой дочерней авиакомпании «Аэрофлот» будет создавать дискаунтера. «На сегодняшний день ни одна дочерняя авиакомпания «Аэрофлота» не соответствует понятию лоукост-перевозчика и их бизнес-модель и парк судов не может быть перенесен на новую бизнес-модель», — говорит Р.Гусаров, отмечая, что «Аэрофлот» может воспользоваться одной из своих дочерних авиакомпаний в качестве имени или юридического лица и создаст на ее базе нового авиаперевозчика.
В свою очередь Н.Крачевский считает, что «поскольку «Аэрофлот» — компания государственная и обладающая наибольшим парком самолетов, то есть все условия для создания лоукостера, а если возникнут организационные или финансовые сложности, то здесь государство подставит свое плечо, потому что кому, как не госкомпании, реализовывать направления государственной инфраструктурной политики».
Главное, чтобы в своем стремлении первым создать низкотарифного авиаперевозчика «Аэрофлот» не создал конкурента самому себе.
Беспечные надежды
Гадать о том, как скоро появится в России национальный лоукостер, можно долго. Мнения экспертов на этот счет расходятся, кто-то предпочитает воздержаться от предположений, кто-то делает неутешительные прогнозы о необходимости ждать появления лоукоста еще 5-10 лет, ну а кто-то искренне верит, что национальный авиадискаунтер появится уже в 2013г.
Анастасия Жидкова, РБК