18.11.2012
Вслед за Брюсселем (Бельгия) без новогодней ёлки может остаться и один из городов под Копенгагеном (Дания). Городская администрация официально запретила ее установку, поскольку большинство в органе местного самоуправления получили мусульмане, а они не видят смысла тратить деньги на малопонятный им праздник. Более того: муниципалитет запретил установку символа новогодних праздников и на частные средства. Примечательно, что праздник Курбан-байрам не так давно отмечали в этом датском городе с большим размахом. Причем, на общественные средства.
Напомним: Гигантскую рождественскую ёлку, которую каждый год устанавливают на площади Гранд-Пляс в Брюсселе, в этот раз заменят на «электронное зимнее дерево». Оно будет представлять из себя 25-метровое сооружение с большим количеством экранов. Днем на него можно будет подняться и полюбоваться городской панорамой, а с наступлением темноты инсталляция будет превращаться в «грандиозное представление из света и звука, которое будет меняться каждые 10 минут», утверждают городские власти.
По словам местного чиновника Бианки Дебаэтс, электронная скульптура, в отличие от ели, никак не связана с христианством, а значит, ее появление в центре Брюсселя не оскорбит ничьи чувства.
Все дело в том, что приверженцы ислама составляют значительный процент населения многих бельгийских городов. Проведенное в 2008 году социологическое исследование показало, что 25% жителей Брюсселя считают себя мусульманами. Кроме того, в октябре в городской совет столицы были избраны два политика, заявившие о своих намерениях ввести в стране законы шариата.
Один из лидеров фламандских христианских демократов Бианка Дебаетс заявила, что решение о «запрете ёлки» связано исключительно с притеснением христиан. «Каков будет ваш следующий шаг? Запретите куриные яйца, потому что они имеют отношения к Пасхе?» — взывает Дебаетс к властям Брюсселя.
Слова женщины быстро разлетелись по социальным сетям и вызвали бурю негодования среди рядовых бельгийцев. Как бы то ни было, мэр Брюсселя Фредди Тилеманс поспешил успокоить сограждан, объяснив, что дело вовсе не в политкорректности.
«Электронная ель – это то же самое рождественское дерево, только более современное. Мы не собираемся лишать его христианского подтекста. Более того, фигурки, изображающие сцену рождения Христа, которые обычно стоят перед ёлкой, никуда не денутся», — заявил бургомистр, заметив, что вообще-то праздничное дерево была заимствовано христианами у язычников.
Однако при этом не объясняется, с чем тогда связано переименование традиционного брюссельского «Рождественского рынка» в «Зимние удовольствия»?
Более 12 тысяч жителей бельгийской столицы уже подписали петицию, призывающую вернуть в этом году живую рождественскую ель на главную площадь города. А 8 декабря они собираются выйти на Гранд-Пляс со своими ёлками.
Как свидетельствует история, формирование современного рождественского ритуала, связанного с вечнозелеными деревьями (в частности, ёлками), произошло в немецкой традиции в конце Средневековья. В Германии до настоящего времени сохранилась легенда, связанная с именем Святого Бонифация. Чтобы показать германским язычникам бессилие их богов, тот срубил священный дуб Одина, и в расколе пня выросла молодая пихта во исполнение его пророчества, что «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества». Эпизод со срубленным дубом действительно описан в житии святого. А вот эпизод с пихтой и пророчеством считается устной легендой, отражающей позднейшие попытки христианизации языческой традиции.